среда, 18 ноября 2009 г.

МАРКО -СИТИ..... будетнебудет?

Александр Вышка вернулся из Голладнии... Что это за страна такая.... Я уже должен был там побывать раз пять... или шесть... ну НИКАК!

В этот раз... опять я не поехал...

Журналист Наталья Крупица хотела взять у меня интервью.... про... не знаю что...  Я ей подкинул идею написать о Вышке. Вот..... получлось вроде.... 

Витебские пирамиды: голландский резонанс

Известный в городе как автор печатной продукции «Славянского базара в Витебске», экспозиции музея в Духовском круглике член Белорусского Союза дизайнеров Александр Вышка был единственным представителем нашей страны в Эйндховене на международной Неделе голландского дизайна, которая проходила с 17 по 25 октября. Дизайнерских фестивалей в европейских столицах проводится немало, однако, голландский — особенный. Кто мало-мальски интересуется событиями в этой творческой сфере, знает, что Академия дизайна в Эйндховене сегодня в рейтинге подобных учебных заведений занимает ведущее место, и это во многом определяет специфику недели, во время которой проводятся лекции, мастер-классы, показы мод, семинары и выставки, презентации новых продуктов дизайна во всех сферах деятельности. Здесь сотни молодых людей заявляют о себе, идет «охота» за свежими идеями, делаются ставки на неизвестных дизайнеров в предчувствии, что через некоторое время именно они определят тенденции в мировом дизайне. К слову, из 50 городов мира сегодня только Эйндховен и Хельсинки остались в претендентах на звание столицы дизайна, она будет названа в 2012 году. 

Почему так важно побывать в Эйндховене, Александр Вышка, который представлял концептуальный проект торгово-развлекательного комплекса «Марко-сити» и получил сертификат об участии в Неделе голландского дизайна, объяснил просто.

— В этом небольшом городе все пронизано дизайном — новое можно увидеть в витринах магазинов, на улицах, в архитектурных сооружениях, в оформлении такси, буквально в каждом помещении, даже в мэрии, где проводятся выставки. Дизайнерские идеи — это то, что Эйндховен экспортирует в мир, здесь формируется идеология современного дизайна. Присутствовать при этом — большая удача, тем более, когда твой проект попадает «в строку»…

— … и ваш проект под названием «Возвращение» попал?

— Еще до начала Недели голландского дизайна, когда директор Витебского Центра современного искусства Валентина Кириллова побывала в Эйндховене с презентацией проекта. Он вызвал интерес! И благодаря этому обстоятельству, я как автор был приглашен участвовать в Неделе. 

В музее Эйндховена, к слову, находится большая коллекция Лазаря Лисицкого, он один из тех, кто причастен к такому явлению как витебская художественная школа. В мире дизайна и сейчас сохраняется огромный интерес к новаторскому творчеству Лисицкого, дизайнеры и художники используют его опыт в своих экспериментах. В Эйндховене это остро ощущается, здесь идеи воспринимаются не просто как «чистое искусство», а как возможность создания новой эстетической среды. Не случайно руководитель департамента дизайна и городского планирования мэрии Эйндховена Кейс Донкерс, который заинтересовался витебским проектом, выразил желание непременно побывать в нашем городе, чтобы увидеть реальное воплощение идеи.

— Это интересно. Но не секрет, что строительство комплекса в Витебске, его пирамиды вызывают противоречивые чувства у горожан — кто-то видит в будущем объекте архитектуру мегаполиса, кто-то сомневается в необходимости этих форм для старого города. В чем все-таки идея?

— В том, чтобы город оставался верен феномену витебской художественной школы. В реализации моей идеи, которая выросла в проект «Возвращение», мне помогали Андрей Духовников, Илья Гурко, Степан Дроздов, сын Иван Вышка, Валентина Кириллова консультировала по истории витебской художественной школы. Рассказав о замысле, я, надеюсь, расставлю точки над «i». 

Как известно, предприниматель и бизнесмен Николай Мартынов, которого мы знаем как мецената в области культуры и искусства, осуществляет грандиозную для Витебска идею: строительство торгово-развлекательного комплекса «Марко-сити» в исторической части города. По требованию заказчика в основе архитектурного решения — три пирамиды. Архитектурную часть проекта выполняет бюро В. Ильинова. Менеджер проекта, дизайнер по образованию, Максим Шпак поставил цель — заставить работать комплекс как единое целое, с эффективным использованием площадей для совершения покупок, отдыха и ведения бизнеса. Мне же Николай Мартынов, принимая во внимание прежние совместные работы, которые были признаны успешными, предложил создать яркий образ сооружения, используя существующее архитектурное решение, разработать новую, с «изюминкой», концепцию для ТРК. 

Строение возводится в низине, в бывшем русле Замкового ручья. Этот ручей когда-то являлся водной преградой перед каменными стенами Нижнего замка. В другой части этого русла (ручей Дунай) расположен Летний амфитеатр. На месте автобусной остановки находилась мастерская витебского художника Юделя Пэна, которую посещали ученики — Марк Шагал и Лазарь Лисицкий. Хочется добавить, что в 2010 году предприятию «Марко» исполняется 20 лет, УНОВИСУ, где были реализованы супрематические идеи Казимира Малевича, — 90 лет, Лисицкому —120. Одним словом, звезды сошлись. Огромный культурно-торгово-развлекательный комплекс может стать памятником художникам, которые в 1920 году положили начало направлению, определившему внешний вид всего, что нас окружает. Поэтому и проект назван «Возвращение».

История архитектуры и искусства насчитывает бесчисленное множество пирамид. По их силуэтам можно определить их место нахождения и время создания. Что нужно сделать для того, чтобы пирамиды в Витебске смогли стать именно Витебскими пирамидами? Ключ к решению — город и его история. Теории и принципы формирования художественной среды, разработанные в Витебске в начале ХХ века, легли на появляющиеся формы. Так, каждая грань пирамиды будет иметь свой цвет, и, безусловно, черный и красный, которые были основными в уличном оформлении Витебска тех лет. Графический ключ, разработанный УНОВИСом с его смелыми тезисами и новациями, дает возможность перебросить мост между древней историей, началом ХХ века и современностью. И сегодня заказчик Николай Мартынов подтвердил готовность реализовать концепцию, в основу которой легли элементы супрематизма. Три пирамиды — три величины: Малевич, Лисицкий, УНОВИС.

03.11.2009, Наталия КРУПИЦА.



Комментариев нет: